В данной статье мы пройдемся по теме тюнинга надувных лодок, а точнее о различных улучшениях плавательного средства, которые повышают удобство рыбалки и безопасность.
Начнем с того, что большинство навесных элементов приклеиваются к лодке специальным клеем для ПВХ. Для лучшего сцепления место приклейки нужно немного потереть грубой наждачкой, убрать пыль и обезжирить, после чего приклеивать тюнингованный элемент.
Компрессор или насос
Первое, что вам понадобится, это компрессор для накачивания.
Владельцы лодок знают, как долго и утомительно накачать лодку перед рыбалкой. Все серийные надувные лодки комплектуются ножным насосом. Время накачивания стандартной лодки при помощи механического насоса составляет от двадцати минут. Кроме этого, от однообразных движений ноги быстро устают.
Отличным решением проблемы станет компрессор. Это устройство прекрасно сокращает время накачивания лодки и экономит силы рыбака. В магазинах сейчас можно приобрести такие виды компрессоров:
• компрессоры со встроенными аккумуляторами;
• компрессоры, подключаемые к аккумулятору;
• автомобильные компрессоры, работающие от сети транспортного устройства. Те хозяева авто, у которых есть подобное устройство, смогут только купить специальный переходник и шланг, после чего можно смело накачивать резиновую или ПВХ лодку.
Процесс изготовления
- За основу берутся чертежи резиновой лодки.
- Из плотного картона вырезают лекала для элементов лодки.
- На большом столе раскладывают ткань лицом вниз, кладут на неё лекала деталей и обводят их, причем делают припуск на швы 1 см.
- Готовые детали лодки сначала наживляют капроновой нитью, а потом прострачивают на машинке.
- Затем нарезают из ткани полосы шириной 50 мм и проклеивают ими сверху все швы.
- Таким образом собирают носовую и кормовую часть, а также боковые баллоны.
- После сборки всей конструкции устанавливают клапан для накачивания. Для него можно использовать небольшой отрезок резинового шланга или купить готовый заводского изготовления.
- Затем переходят к изготовлению дна. Для этого накачивают уже сделанный баллон лодки. На полу расстилают ткань, кладут сверху баллон и обводят его.
- Для дна надо сделать две выкройки. Их склеивают между собой и полученное двойное дно приклеивают к низу лодки.
Такая краткая инструкция дает общее понятие, как самому сделать лодку, а также определиться с материалами и объемами работ. Надеемся, что наши советы будут вам полезны, и вы без особых усилий сможете смастерить лодку самостоятельно.
Мотор для лодки
Мотор поможет передвигаться по водоему с более высокой скоростью и облегчит маневрирование судна между зарослями камыша.
На рынке есть большое количество двигателей, но лодка ПВХ может быть оснащена только электрическим мотором.
Крепят мотор специальными струбцинами, которые входят в его комплект. Двигатель фиксируют на транце судна винтами.
Управлять мотором можно при помощи пульта дистанционного управления или специальной ручкой.
Электродвигатель работает от аккумуляторов, заряжать которые можно от обычной розетки.
Продолжительность работы мотора ограничивается степенью заряда батареи.
Стойки и держатели под удилища
Стойки позволяют вертикально размещать много удилищ, подсак, багор и прочее. Держатели вмещают в себя одно-два удилища и могут оснащаются поворотным механизмом, которым можно регулировать вертикальный наклон.
Есть также модели держателей с плоским местом под столик, к примеру, для эхолота, как на фото снизу.
Сидение
Очень часто рыбаки пробуют усовершенствовать сидения лодки.
В базовой комплектации предусмотрены сидения из фанеры, которые обладают высокой влагостойкостью. На них весьма неудобно сидеть, особенно рыбалка занимает длительное количество времени.
Для комфорта можно использовать мягкие накладки для лодочных сидений. Накладки, кроме мягкого и удобного основания оснащены элементами фиксации на базовой лодочной скамье, благодаря которым они не будут скользить и сваливаться.
ПЕДАЛЬНЫЙ КАТАМАРАН АКВАПЕД
Как сделать педальный катамаран аквапед
Суда, использующие для движения мускульную силу человека, никогда не относились к разряду скоростных. Исключение составляют разве что гоночные лодки для академической гребли, являющиеся наиболее быстроходными из судов-мускулоходов.
Благодаря их удачной конфигурации и наиболее полному использованию мышечной энергии спортсменов, лодки-«восьмерки» способны на двухкилометровой дистанции развивать скорость до 12 узлов. Но это отнюдь не означает, что такая скорость является пределом возможностей движения человека по водной поверхности.
Если отойти от канонических конструкций гребных судов, предназначенных для официальных соревнований, то появляется возможность создания аппаратов-мускулоходов, развивающих скорость до 20 узлов! При проектировании скоростных безмоторных судов конструктору приходится решать две основные задачи: создание эффективного движителя и изготовление корпуса с минимальным сопротивлением движению.
Дальнейшее совершенствование весельного движителя вряд ли может привести к сколько-нибудь заметному росту его эффективности. Цикличность действия весла, проскальзывание его в воде при гребке, аэродинамическое сопротивление при нерабочем (обратном) ходе, потери при входе лопасти в воду в начале гребка и при выходе из воды в конце — все это приводит к тому, что коэффициент полезного действия этого движителя составляет лишь около 65 процентов.
Заметно большим кпд обладает гребной винт. Мало кому известно, что гребным винтом с мускульным приводом еще в начале минувшего века оснащались обычные весельные лодки. Достоинства его очевидны: у него отсутствуют цикличность рабочего хода, а так называемый упор лопастей винта при его вращении постоянен. К тому же при сравнительно небольшой мощности привода и малой частоте вращения можно использовать низкооборотные гребные винты большого диаметра с узкими лопастями — коэффициент полезного действия такого движителя доходит до 90 процентов.
При создании корпуса с малым сопротивлением движению нужно учитывать, что перемещение его на границе двух сред вызывает большое волновое сопротивление. Избавиться от него можно, переместив корпус полностью в одну из сред — под воду либо в воздух. В первом случае придется создавать аппарат, состоящий из движущегося под водой обтекаемого поплавка с гребным винтом и расположенного над ним, в воздушной среде, сиденья с педальным узлом привода. Во втором — создавать педальный глиссер или аппарат на подводных крыльях.
Нужно сказать, что все эти схемы в свое время были реализованы конструкторами, и наиболее скоростные (с подводными крыльями) мускулоходы развивали скорость до 13 узлов! Впрочем, все эти рекордные аквапеды, сконструированные для достижения наивысшей скорости, вряд ли когда-нибудь смогут найти практическое применение. Дело в том, что они обладают или неудовлетворительной остойчивостью, или недостаточным водоизмещением, и для движения на таком аппарате требуется специальная подготовка.
Наша же цель состояла в создании скоростного мускулохода, способного стать настоящим водным велосипедом, управлять которым сможет практически любой человек. Водоизмещающий корпус аквапеда выполнен предельно удобообтекаемым, с большим соотношением длины к ширине.
Для того, чтобы он получился легким, целесообразно сделать его методом выклейки на болване. Сам же болван проще всего изготовить из древесины, цемента и гипса. Прежде всего, нужно сделать основание для болвана — им может стать участок ровного пола в сарае, а лучше — щит из ровных досок: его длина 4,5 и ширина 0,7 м.
Учтите, что располагать рейки следует так, чтобы расстояние от поверхности деревянной обшивки до внешнего контура шпангоута составляло не менее 10 мм. Для обшивки можно использовать любые обрезки досок, реек или планок штакетника. Обшитый болван доводится до нужной формы с помощью цементно-песчаного раствора. Чтобы раствор держался на обшивке, в дощечки желательно забить побольше гвоздей, чтобы головка каждого выступала над поверхностью на 6—8 мм.
Раствор сначала набрасывается на обшивку мастерком, а затем разглаживается с помощью ровной доски, как это показано на рисунке. При этом доска должна опираться на торцы фанерных шпангоутов. Окончательно болван доводится до нужной формы с помощью гипса или алебастра, а также шпаклевки. Завершающая стадия работы — ошкуривание, окрашивание и покрытие поверхности антиадгезийным покрытием (восковой паркетной мастикой).
В качестве разделительного слоя можно использовать также пищевую упаковочную пленку — она весьма тонкая и буквально прилипает к любой поверхности. Для формовки оболочки корпуса потребуется стекло-рогожа (на два-три начальных слоя), более тонкая отделочная стеклоткань для выравнивания поверхности, а также связующее — эпоксидная или полиэфирная смола. Выклейку желательно произвести в один прием с тем, чтобы каждый последующий слой связующего и стеклоткани ложился на еще не до конца отвержденную смолу предыдущего слоя.
После завершения выклейки к поверхности корпуса желательно прикатать тонкую полиэтиленовую пленку — она препятствует улетучиванию из эпоксидной смолы отвердителя и пластификатора, что ускоряет полимеризацию, а в итоге улучшает прочность и долговечность оболочки. Через сутки после выклейки оболочка снимается с болвана, и к ней подгоняются фанерные шпангоуты, образующие кокпит аквапеда, привальный брус, рейки киля и фальшкиля, планширя и стрингеров.
Вклеивать их в корпус желательно после изготовления дейдвуда и педального механизма. Верхняя часть корпуса (палуба и обтекатель) — из фанеры толщиной 3 мм; после сборки она оклеивается одним слоем стеклоткани с использованием эпоксидной смолы. При изготовлении корпуса необходимо предусмотреть в передней и задней его частях сливные отверстия, заглушённые парой пробок — через них после каждого плавания необходимо сливать попавшую в корпус воду.
Привод гребного винта — педальный, с использованием стандартной велосипедной каретки, звездочки и пары шатунов с педалями. Вращающий момент от звездочки передается с помощью втулочно-роликовой цепи на мультипликатор от ручной дрели, а далее на дейдвудный вал и, соответственно, гребной винт. Мультипликатор желательно использовать от двухскоростной дрели — это позволит подобрать оптимальное передаточное число цепной и зубчатой передач от педалей на движитель.
Перед установкой мультипликатора желательно загерметизировать его корпус с помощью состава «гермесил» или «автогерметик», а его полость заполнить трансмиссионным маслом — это увеличит долговечность механизма и кпд зубчатой передачи. Полной герметичности при этом, скорее всего, не получится (масло все равно будет проникать наружу по зазорам в подшипниках скольжения входного и выходного валов), поэтому под мультипликатором следует установить пластиковое корытце для сбора масла.
Каретка педального узла приварена к балке (стальная труба квадратного сечения), которая, в свою очередь, закреплена на переднем и заднем шпангоутах кокпита. На балке установлено и сиденье аквапедиста. В качестве последнего использован штампованный пластиковый остов небольшого офисного кресла, хотя, в принципе, такое можно сделать самостоятельно. Крепление сиденья к балке — с помощью пары хомутов.
Дейдвуд состоит из дюралюминиевой трубы с двумя подшипниковыми узлами на ее концах — в них вращается стальной вал. В задней части дейдвуда располагается втулка с фиксирующим устройством, позволяющим 4 изменять шаг винта (углы установки лопастей) с тем, чтобы добиться оптимального кпд гребного винта и, соответственно, максимальной скорости аквапеда. Втулка состоит из дюралюминиевого кока и двухдискового зажима, которым и фиксируются ступицы винта.
В технологии изготовления фиксирующего устройства есть одна особенность, которую необходимо учесть. Перед разделкой резьбовых отверстий М10 под ступицы гребного винта между дисками зажимается круглая дюралюминиевая пластина толщиной 0,5 мм. После сверления и нарезания резьбы пластина удаляется — гарантированный зазор в 0,5 мм обеспечит надежную фиксацию ступиц во втулке.
При сборке дейдвуда в полость между дейдвудной трубой и дейдвудным валом необходимо ввести несколько войлочных колец, пропитанных консистентной смазкой «циатим». Это не позволит воде проникать в корпус аквапеда по дейдвудной трубе. На аквапеде выгоднее всего использовать гребной винт диаметром 400 мм с узкими лопастями, вырезанными из листового дюралюминия толщиной 4 мм.
Такие винты наиболее эффективны при небольшой передаваемой мощности и малой нагрузке на лопасть и имеют кпд свыше 90 процентов! Заготовка сначала изгибается в соответствии с формой вогнутой части лопасти винта и закручивается, после чего выпуклой ее части придается профиль в соответствии с теоретическим чертежом гребного винта.
Готовые лопасти закрепляются на ступицах алюминиевыми заклепками, а при регулировке шага винта устанавливаются строго под одним углом к оси втулки с помощью шаблона.Оптимальный шаг винта подбирается в пробных заездах.
Компоновка быстроходного аквапеда: 1 —передний обтекатель; 2 — передний шпангоут (фанера sl0); 3 — ведущая звездочка (от велосипеда); 4 — опорная рукоятка (только слева); 5 — сиденье; 6 —-задний шпангоут кокпита (фанера sl0); 7 — вал привода рулевого устройства (дюралюминиевая лыжная палка); 8 — опора вала; 9 — рычаг привода рулевого устройства; 10 — перо руля (фанера s8); 11 — гребной винт переменного шага; 12 — дейдвуд; 13—Бхомут фиксации сиденья; 14 — поворотная рукоятка рулевого устройства (только справа); 15 — мультипликатор (от ручной двух-скоростной дрели); 16 — кронштейн мультипликатора (сталь, полоса 50×5); 17—балка (сталь, труба 30×30); 18 — корпус (выклейка из стеклоткани и эпоксидной смолы); 19 — ведомая звездочка (от велосипеда); 20— рычаг педального узла; 21 — каретка; 22 — тяга привода рулевого устройства (стальная проволока диаметром 5).
Теоретический чертеж корпуса аквапеда:
Варианты катамаранов-мускулоходов: А — педальный катамаран с гребным колесом; Б — быстроходный педальный катамаран с тянущим гребным винтом и гибким дейдвудным валом; В — скоростное педальное проа с поплавком-балансиром; Г — скоростной мускулоход с подводным корпусом и подводными крыльями, не обладающий статической плавучестью; Д — аппарат с подводными крыльями и легким поплавковым шасси для старта и финиша.
Последовательность изготовлении болвана корпуса: А— установка шпангоутов; Б— монтаж деревянной обшивки; В — нанесение слоя цементного раствора.
Теоретический чертеж лопасти гребного винта:
Дейдвуд в сборе со втулкой гребного винта: 1— дейдвудный вал (сталь, пруток диаметром 14); 2,10 — пружинные упорные кольца; 3,9— шарикоподшипники № 200; 4 — фиксатор переднего подшипникового корпуса (винт М5); 5 — передний подшипниковый корпус (дюралюминий, диаметром 60); 6 —дейдвудная труба (дюралюминий, труба 20×2); 7 — задний подшипниковый корпус (дюралюминий, диаметром 40); 8 — фиксатор заднего подшипникового корпуса (винт М5); 11 —опорный диск фиксирующего устройства (дюралюминий, диаметром 40); 12— кок (дюралюминий, диаметром 40); 13 —ступица лопасти (дюралюминий, диаметром 20; на виде сверху не показана); 14 — нажимной диск фиксирующего устройства (дюралюминий, диаметром 40); 15 — штифты диаметром 5; А — отверстие под вороток.
Транцевые колеса
Транцевые колеса незаменимый аксессуар, если вы заботитесь о своем здоровье и не хотите надорваться спуская лодку в воду или вытаскивая её из воды.
Полностью укомплектованная лодка обладает достаточно большим весом. Если добавить к ней колеса, то спуск судна на воду будет намного легче.
При наличии транцевых колес лодку достаточно просто передвигать на небольшие расстояния по берегу. В магазинах можно найти колеса различных видов и размеров.
Важные моменты
Если изготавливаются самодельные моторные лодки, то дополнительно делается чертеж специальных креплений для электрического либо бензинового двигателя. Однако более простым и дешевым вариантом будет использование обычных весел. Они зачастую делаются из 35-милиметровой березовой доски. При этом на конце веретена устанавливается шип с ручкой, а на кромку лопасти наносятся латунные накладки. Далее весло грунтуется и красится.
Носовая сумка
Предназначается для хранения рыболовных снастей, пищи, канатов, якорей и иных принадлежностей.
Находится она на внутреннем носовом пространстве лодки, потому никак не мешает во время рыбалки.
Шьют сумки из водонепроницаемых материалов, которые легко поддается механической чистке. Сумка вместительна и очень долго служит.
Чертеж
Чтобы сделать самостоятельно столик для эхолота, необходимо иметь на руках грамотно составленный чертеж. В противном случае, можно допустить непоправимые ошибки при его изготовлении и испортить материал. Сделать чертеж можно своими силами. Для этого необходимо знать основы черчения, и уметь просчитывать габариты мебельных предметов. Чтобы не морочить голову самостоятельными просчетами, можно воспользоваться специальными программами в интернете.
Совет: если вы планируете сделать столик с дополнительными аксессуарами (держателем для спиннинга, подставками под банки и прочими аксессуарами необходимыми для удачного улова), их также необходимо внести в чертеж.
При составлении чертежа стоит обязательно учитывать:
- расположение ликтроса;
- диаметр баллона;
- размер отсека для аккумулятора.
Внимание: на любом чертеже должны быть указаны точные размеры каждой детали до миллиметра и материалы ее изготовления.
Якорь
В магазинах можно найти разные по весу и размеру якоря. Выбирать нужно в зависимости от обстоятельств рыбалки.
Если водоем вам хорошо знаком, вы уверены в структуре дна, то выбирайте конкретный по весу и форме якорь.
При выборе якоря необходимо ещё ориентироваться на погодные условия (ветреная или тихая погода).
Веревки к якорю хранить лучше на бобинах или специальных мотовилах, так они не будут лежать у вас под ногами, мешать и путаться.
Крепление датчика эхолота
Стабильные показания эхолота на скорости во многом зависят от правильности и надежности его крепления на лодочном транце.
Нижняя кромка транцевой доски находится в непосредственной близости от поверхности воды, что делает ее наиболее удобным местом для размещения элементов крепления датчика эхолота.
Существует несколько вариантов кронштейнов для датчика эхолота, которые благодаря струбцине крепятся к транцу ПВХ лодки. Основные различия между ними – наличие страховки. То есть в момент удара о дно, или иные подводные препятствия, благодаря специальному механизму шток кронштейна вместе с датчиком откидывается назад.
Советы. Прежде всего, выбранный вами кронштейн должен быть универсальным и быстросъемным. Должен обладать обязательной регулировкой глубины погружения. Фурнитура кронштейна должна быть либо из металла, либо из прочного пластика, чтобы в момент удара о дно, или топляк, не поломалась. В том случае, если кронштейн металлический, то покрытие у него должно быть качественным, то есть обладать высокой стойкостью к коррозии.
Установка реданов
Реданом называется своеобразный профиль с наличием направляющей (в основном напоминают форму треугольника). Оснастив плавательное средство реданами можно повысить уровень устойчивости лодки на глиссировании. Можно совместить размещение реданов с нанесениями дополнительной профилактики на киль и баллоны. Короткие реданы могут быть размещены в носовой части дна (зона интенсивного образования брызг).
Проблем с клёвом рыбы больше не имею!
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте…
Читать продолжение >>>
Для чего нужен тюнинг?
Такие работы по совершенствованию судна позволяют избежать денежных затрат на покупку новой лодки. Можно подкорректировать внешний вид и технические возможности уже существующего плавательного средства.
Доработка лодки ПВХ для рыбалки своими руками помогает повысить уровень безопасности нахождения человека на этом судне во время рыбной ловли, а также позволяет увеличить срок эксплуатации плавательного средства. Для усовершенствования этих функций проводят следующие работы:
- устанавливают стояночный якорь;
- оснащают средство защитным тентом;
- модернизируют кресло рыболова;
- оснащают судно различными сумками для хранения необходимых для рыбалки мелочей;
- монтируют походный столик;
- делают сходную лестницу;
- устанавливают электрический или бензиновый силовой агрегат;
- делают парус;
- монтируют крепления для удилищ, бензобака и эхолота;
- устанавливают специальные насосы для лодок.
Все эти работы по модернизации позволяют повысить уровень комфорта и безопасности рыболова. Пользователь может усилить днище судна, сделать жесткий пол, повысить уровень защиты бортов от механических повреждений, установить крепления для добавочных страховочных веревок и канатов. А для увеличения срока эксплуатации рекомендуется использовать стояночные и транспортировочные чехлы, изготовленные для таких лодок.
Сиденья
Практически все модели подобных лодок укомплектованы жесткими сидениями, что не очень удобно, поскольку приходится много сидеть на одном месте. Чтобы рыбалка была в радость, лучше сидения заменить на мягкие или модифицировать старые. Большинство владельцев лодок делают сидения по типу зимней рыбалки, когда под сидением находится ящик для принадлежностей.
Как вариант, можно сконструировать подвижное сидение, которое устанавливается в любой точке.
Как самостоятельно приклеить привальный брус
Усиление брусом можно выполнить своими руками согласно предложенной ниже инструкции:
- Промываем поверхность дна плавательного средства. Удаляем песчаный налёт и просушиваем.
- Просушенную поверхность обезжириваем с помощью водки, спирта или бензина.
- С помощью кисти наносим тонкий слой клеевой основы на поверхность бруса и судна.
- Оставляем на 20 минут, после чего аналогичным образом наносим второй слой.
- Дожидаемся полного высыхания материала (он не должен липнуть к рукам).
- Предельно точно наложенный брус плотно прижимаем к поверхности.
- Чтобы обеспечить максимальную степень сцепляемости следует предварительно прогреть поверхность феном.
- Снова сдавливаем место склеивания и прокатываем по нему округлый увесистый предмет.
Дополнительные варианты
В качестве дополнительного тюнинга рыболовы осуществляют крепление бензобака и оснащение лодки дугой для спиннинга.
Крепление бензобака очень важная процедура, которая позволит не потерять его при резких поворотах или сильном течении. Обыкновенно бак подвязывают, используя прочную верёвку, пропущенную через полукольца.
Фиксировать полукольца можно следующими способами:
- методом приклеивания к днищу (в случаях, когда пол надувной);
- если пол жёсткий целесообразнее прикрутить полукольца винтами к пайолине.
Дугу для спиннинга рыболовы называют между собой таркой. Как правило, её выполняют на основе трубы, прикрепив надёжно стакан для установки снасти. Тарка устанавливается в транцевой части судна или посередине.
Финишная обработка
Что касается финишной обработки, то она не только повышает эстетическую сторону изделия, но и продлевает срок его эксплуатации. Для этого, изделие подвергается обработке специальными пропитками, лаком и влагостойкой краской.
Совет: на природе также могут пригодиться раскладной стол или удобный столик для ноутбука.




